С 26 по 29 марта в рамках LIII Международной филологической конференции им. Л.А. Вербицкой проходили мероприятия секции «Тестирование по русскому языку как иностранному». В работе секции, которая проводилась в этом году второй раз, приняло участие около ста человек — докладчиков и слушателей из России и зарубежных стран.
В этом году программа включала сессию докладов, а также два круглых стола: «Тестирование школьников по русскому как иностранному, его аудитория и задачи» и «Национальная система тестирования по русскому языку как иностранному в России: взгляд в будущее». В докладах обсуждались актуальные для преподавателей и тесторов РКИ темы: процедура проведения тестирования онлайн, отбор лексических единиц (в том числе фразеологизмов) при подготовке к Тесту по русскому языку как иностранному (ТРКИ) на различных уровнях, ошибки кандидатов, подготовка к субтесту «Письмо», обновление субтеста «Чтение» на уровне ТРКИ-IV/C2, учёт этно-психологических особенностей кандидатов, тестирование по РКИ для студентов медицинского профиля, ТРКИ в сравнении с тестированием по другим языкам, проведение ТРКИ в странах Африки и в Китае.
Круглый стол «Тестирование школьников по русскому как иностранному, его аудитория и задачи» собрал специалистов различных направлений: преподавателей русского языка, работающих с детьми в русских зарубежных и общеобразовательных российских школах, лингвистов-исследователей, сотрудников организаций, обучающих детей мигрантов. Участие в обсуждении приняли Н.М. Введенская (программа «Обучение детей мигрантов русскому языку» при Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга), М. Д. Воейкова (Институт лингвистических исследований РАН), П. Г. Гельфрейх (Государственный университет Пармы), Т. В. Кузьмина (благотворительная организация «Дети Петербурга), Т. А. Круглякова (Санкт-Петербургский государственный университет), Б. Л. Панич («ПСП-фонд»), И. Ю. Ильичёва (Санкт-Петербургский государственный университет), В. В. Адамович (ГБОУ СОШ 515 им. Гете), В. А. Леонтьева (программа поддержки поликультурных школ «Одинаково разные»).
Участники дискуссии обсуждали аудиторию тестирования: изучающих РКИ за рубежом, эритажников и детей из семей мигрантов. Подчеркнули необходимость подготовки преподавателей РКИ для школьников и повышения квалификации учителей российских школ по направлению РКИ, важность взаимодействия исследователей детской речи и преподавателей-практиков. Особое внимание было уделено введению нового требования — зачисление детей-иностранцев в российские общеобразовательные школы только после успешной сдачи экзамена по русскому языку.
Круглый стол «Национальная система тестирования по русскому языку как иностранному в России: взгляд в будущее» был посвящен положению ТРКИ в России и в мире. Участники обсуждения говорили об истории разработки ТРКИ и продвижении системы за рубежом почти тридцать лет назад, о том, что за это время ТРКИ прочно вошёл в систему языкового образование в мире, так как стал основой учебных программ и пособий по русскому языку, об аудитории тестирования сегодня и на момент его создания. Обсуждение поддержали партнеры СПбГУ из Южной Кореи, Узбекистана, Чехии и Германии, которые отметили, что ТРКИ востребован, является мотивирующим фактором как для взрослых, так и для школьников, изучающих русский язык. Также было отмечено, что в Африке и Латинской Америке, где в настоящее время русский язык получает всё более широкое распространение, у ТРКИ большие перспективы в будущем. Участники круглого стола указали на необходимость направить усилия на сохранение, поддержку и развитие системы ТРКИ. В круглом столе приняли участие Т. И. Попова (Санкт-Петербургский Государственный университет), С. И. Ельникова (Российский университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы), А. В. Голубева (учебно-издательский центра «Златоуст»), И. Ю. Ильичёва (Санкт-Петербургский Государственный университет). Также в мероприятии участвовали и. о. директора Центра языкового тестирования СПбГУ А.А. Лесин и и. о. первого проректора по молодежной политике и организации приема СПбГУ А. В. Бабич.
Работа секции была плодотворной, доклады и выступления на круглых столах активно обсуждались. Это говорит о том, что для специалистов в области русского языка как иностранного, как преподавателей, так и тесторов, ТРКИ является важным направлением работы, которое объединяет города, страны и континенты.