Центр языкового тестирования СПбГУ реализует множество проектов по продвижению русского языка за рубежом. В 2024 году одной из самых важных образовательных инициатив, служащих цели познакомить иностранных граждан с языком и культурой России, являлась обширная работа Университета, осуществлявшаяся при поддержке Министерства просвещения РФ и Фонда «Моя история»: в 11 странах было обеспечено функционирования Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку (ЦОО) в 11 странах, 9 из которых были расположены на Африканском континенте в Республиках Гвинея, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Уганда, Танзания, ЦАР и ЮАР, что является закономерным развитием большой работы СПбГУ в Африке, начавшейся ещё в 2021 году.
Круг направлений работы ЦЯТ достаточно широк: это методические, образовательные, просветительские и научные проекты. Сейчас научно-методическая работа ЦЯТ, в числе прочего, связана с темой Африки. Необходимость в сборе информации о континенте появилась в связи с развитием сотрудничества России со странами Африканского континента и возобновлением преподавания русского языка. Таким образом, о преподавании языка в африканских странах в настоящее время можно говорить как о новом направлении работы, которую ЦЯТ СПбГУ успешно осуществляет.
Например, в программе просветительского мероприятия «Билингвизм: общее и частное», подготовленного ЦЯТ СПбГУ в 2022 году, были представлены вебинары «Рентабельность русского языка в туризме (на примере Танзании)» к.ф.н., научного сотрудника НИУ ВШЭ С. Б. Белецкого и «Осетинский и эсперанто: что я узнал, пока их учил?» учителя эсперанто, основателя и администратора интернет-сообщества «Лингвовести» В. Г. Иванова. Первый вебинар посвящен вопросам экономики языка и преподавания РКИ в Танзании; второй — осетинскому языку, эсперанто и языку волоф, на котором говорят в Сенегале, а также культурным особенностям, прослеживающимся в языке.
Для африканцев, изучающих русский язык или просто интересующихся Россией, был разработан курс страноведения «Понять Россию», направленный на знакомство слушателей не только с культурой страны, но и с ее повседневными реалиями, что может быть полезно абитуриентам, а также работающим с Россией специалистам. Программа курса разрабатывалась преподавателями РКИ, африканистами, специалистами в области межкультурной коммуникации, которые отбирали информацию с учетом африканских реалий и предполагаемых интересов слушателей. Курс «Понять Россию» проводился в формате вебинаров на четырёх языках: английском, французском, суахили и упрощенном русском. Он собрал в около 350 человек из 35 стран Африки. Стоит отметить, что курс страноведения «Понять Россию» стал одной из самых популярных и востребованных программ, проходивших на базе Центров открытого образования СПбГУ.
Сотрудники ЦЯТ и преподаватели РКИ публикуют статьи в научных изданиях. На конференции «Россия-Африка 2023: парадигма образования» (организована ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) доклад Р. Э. Беляевой был посвящен проблемам культурной адаптации африканских студентов. Доклад А.И. Павлова сообщал о специфике онлайн-обучения участников курсов русского языка, которые ЦЯТ СПбГУ организует в ЮАР, Кении, Зимбабве и Алжире. В рамках пленарной сессии Н. А. Дубинина (ЦЯТ СПбГУ) и С. Б. Белецкий (НИУ ВШЭ) рассказали об актуальных задачах преподавания страноведения и межкультурной коммуникации африканцам, изучающим русский язык.
На LII Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой, ежегодно организуемой СПбГУ, впервые состоялась секция «Тестирование по РКИ», а также был организован круглый стол «РКИ и Африка: пути развития», во время которого обсуждались вопросы поддержки русского языка и работы ассоциаций выпускников в разных странах, перспективы и трудности интеграции программ по русскому языку в системы высшего и школьного образования, подготовка национально ориентированных учебных пособий на африканских языках, а также сотрудничество России и стран Африки в сфере экономики и образования. На секции «Тестирование по РКИ» были представлены четыре доклада, посвященные проведению и подготовке к ТРКИ африканской аудитории — выступили коллеги из СПбГУ и других российских вузов. Тезисы докладов опубликованы в сборнике материалов конференции.
В конце учебного года, в разгар работы ЦОО СПбГУ в Африке, коллеги принимали участие в круглом столе, который проходил в Томском университете в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции языкового образования». Дубинина Н. А. и Белецкий С. Б. выступили с докладом "«Учебник РКИ: почему Африка не Европа?», поднимавшем проблему разработки учебных пособий по русскому языку для стран Африки. В частности, речь шла о культурной специфике стран субсахарской Африки и трудностях применения учебных пособий, ориентированных на страны Европы в африканской аудитории. Был представлен учебник «Мы изучаем русский», разработанный коллективом авторов в СПбГУ, а также его адаптация для говорящих на суахили.
Принимая во внимание современную геополитическую ситуацию, которая характеризуется активным стремлением стран Африки и России к расширению сотрудничества в образовательной, культурной, экономической и политической сферах, можно с уверенностью прогнозировать рост необходимости всестороннего изучения африканского направления. Для РКИ Африка остается малоизученным регионом, и раскрыть ее потенциал для дальнейшего исследования возможно через укрепление культурных связей, развитие совместных образовательных проектов и активное взаимодействие с африканистами. Это станет важным шагом в укреплении взаимопонимания между странами.